«То, что является творческим, зачастую терапевтично,

          то, что терапевтично, часто представляет творческий

         процесс».

Карл Роджерс

 

   В условиях современной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.

    Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен.

   Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Арт-терапия, методы и приемы, которой  развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом  для решения задачи самопомощи, в нормализации своего состояния. Это очень важно. Ведь каждому  нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

 

Если дети будут иметь возможность расслабиться - это принесет пользу всем.

Скажите, пожалуйста, кто из вас не желает видеть своего ребёнка способным, внимательным, сообразительным? Кому не хочется видеть своего малыша в будущем успешным человеком, асом в профессиональной сфере?

 

 Я думаю, что среди вас не найдётся таких. Откуда берутся талантливые и бездарные? Для многих эти вопросы не выходят за рамки любознательности.

 

   Все дело в том, что будущее маленького человека закладывается в дошкольном возрасте, в детском саду. Как вы думаете, зачем нужны занятия по изобразительной деятельности ребенку? Ведь, как известно, не каждый в будущем становится художником или дизайнером.

    Изобразительная деятельность – любимое детское занятие. Процесс создания рисунка, коллажа, поделки приближается у малышей к игре – вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в работу конкретное содержание; малыш начинает создавать образы, отражающие его отношение к действительности. След на бумаге приобретает для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в ИЗО деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисунке создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Ребенок 4 лет еще не может передать в рисунке свой замысел. Часто его работы получаются размазанными, тусклыми или грязными, иногда вообще сложно догадаться, что именно рисовал малыш. Совсем по-другому дело обстоит в художественно-практической деятельности. Работы получаются более схематичными, но яркими и красивыми, причем ребенок быстро достигает нужного результата.

 

В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:

  • общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
  • воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);
  • ознакомление с окружающим (строение предметов и объектов, выделение    существенных свойств);
  • фэмп (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);
  • трудовое воспитание (работы детей часто используются  в играх детей, для украшения интерьера кабинета).

Занятия проходят в стиле арт-терапии (лечение искусством).

    Мы используем основную ее функцию – психопрофилактическую – (снятие психоэмоционального напряжения). Музыку дети занимаются любимым занятием.

 

Занятия имеют терапевтический эффект:

  • успокаивают ребенка;
  • раскрывают его внутреннего мира;
  • развивают мелкую моторику;
  • координируют межполушарные взаимодействия, т.е. правой и левой руки. Правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое.
  • координирует руки и глаза;
  • подготавливает  руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:

  • развиваются волевые качества: усидчивость, терпение, настойчивость.
  • восприятие (сенсорные эталоны);
  • память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
  • мышление
  • речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков). Заменяют пальчиковые игры. Доказано, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга, которые тесно взаимосвязаны с речевыми зонами, поэтому есть все основания считать кисть руки – как орган речи).
  • внимание;
  • воображение.

Думаю, достаточно аргументов, для того, чтобы дети занимались изобразительной деятельностью.

Занятия предусматривают работу с ножницами (разрезание по прямой, косые срезы, по диагонали, по сгибу и на глаз, закругление углов). Встречаясь с детьми 1 раза в неделю, очень долго и сложно осваивается навык овладения ножницами. Без вашей помощи ребенку будет тяжело. Чем больше материалов  для занятия ИЗО деятельностью у вашего ребенка будет в наличии, тем легче ему будет проявить себя, свое мироощущение.

    Можно говорить о том, что занятия изобразительной деятельностью - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей, развивает из мелкую моторику, познавательные психические процессы.    

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор. Помогите вашему ребенку в этом.

             Конспект занятия

по рисованию

в средней группе 

"Натюрморт" 

воспитатель  Сенина Елена Владимировна

Программное содержание.

 

Продолжать учить детейрисовать натюрморт.

Вызвать интерес к новому,более сложному виду натюрморта смешенного типа. Упражнять в получении составныхцветов разных  оттенков путем смешиванияосновных.

Закреплять умение детейрисовать «по мокрому».

Воспитывать у детейхудожественный вкус и творческие способности.

 

Материалы для занятия.

 

Репродукции картинхудожников:

Е.И. Волошинов                   «Лук»

И.Г. Хруцкий                        «Натюрморт»

Неизвестный художник       «Фрукты и птицы»

Ф.П. Толстой                        «Букет цветов, бабочкаи птичка»

Ян Давид де Хем                  «Плоды»

И.Е. Репин                            «На солнце. ПортретНадежды Ильиничны Репиной,

                                                                                     дочери художника»

К.Ф.Юон                               «Зимнее солнце»

И.И. Шишкин                       «Корабельная роща»

Ю. Васнецов                         иллюстрации к книги«Ладушки» 

Лист белой бумаги, гуашь,кисти, муляжи яблока, сливы, репчатого лука, цветы в вазе.

Ход занятия.

 Дети встают в круг.

Психогимнастика.

- Ребята , прежде чем мы начнемнаше занятие давайте с вами поприветствуем друг друга посмотрев в глаза другу иулыбнувшись ему.

- Ребята, перед вами настенде расположено много картин – репродукций. Посмотрите внимательно искажите, все ли картины стоящие здесь являются натюрмортами?

Ответы детей.

- Кто мне скажет, какаякартина не является натюрмортом?

- Какая еще?

В итоге на стенде остаютсятолько репродукции натюрмортов.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

- Это были репродукциихудожников. А вот у меня на столе лежат фрукты и овощи. Можем ли мы самисоставить натюрморт?

- Как это сделать?

Ответы детей.     (Яблокии сливу положить на тарелку, репчатый лук можно оставить на столе, а вазу сцветами поставить рядом для завершения композиции).

- Теперь и у нас с вамиполучился натюрморт.

- Сейчас все пройдите к своимстолам, и прежде чем мы начнем с вами работать давайте подготовим наши ручки кзанятию.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

1.   «Утюжок».

Возьмите карандаш, и положитеего между ладошек. Будем его гладить, прокатывая между ладонями (3-4 сек.).

2.   «Пианино».

Положите карандаш на стол, ипальчиками будем перебирать по карандашу, как бы играя на пианино (по 3-4 сек.каждой рукой).

3.   «Волчок».

Карандаш лежит на столе, детипоочередно то одной рукой, то другой крутят его по столу (по 3-4 сек. каждойрукой, выполнять 2-3 раза).

 

- А сейчас мы с вамипопробуем нарисовать такой же натюрморт. У вас у всех на столах лежат листы сфоном и нарисованными на них тарелочкой и вазой. Кто мне скажет, что мы будемкласть на тарелку?

Ответы детей.   (Яблоко и сливу).

- Обратите внимание наяблоко. Оно не все одного цвета, один бочек у него покраснее и по всей кожуреидут красные прожилки.

       Сначала я беру краску желтого цвета ирисую яблоко целиком, а теперь, не дожидаясь пока оно высохнет, «по мокрому»буду рисовать красный бочек.

       Теперь нам надо нарисовать сливу. Какогоона цвета?

(Фиолетового).

        Но у нас с вами нет фиолетового цвета,и чтобы его получить, что нам надо сделать?

Ответ детей.    (Смешать краски: красный +синий = фиолетовый).

- Я вам напомню, как рисоватьсливу, и нарисую только одну, а вы, кто захочет, может нарисовать две.

 - Теперь около тарелки я нарисую репчатый лук.Какого цвета луковица? Какого цвета перья лука?

Рядом с тарелкой стоит ваза сцветами.

Стебли у цветов, какогоцвета? (зеленые).

Какого цвета лепестки уцветов? (белые)

Правильно, но цветы могутбыть и красные, и синие, и желтые. Каждый будет рисовать цветы того цвета,какого захочет.

Ваза у нас не прозрачная,поэтому стебельки видны только до горлышка вазы, значит, рисовать мы будем тожетолько до горлышка вазы. После того как я нарисовала стебли, я рисую сердцевинуцветка (кружочек) и затем примакивая, рисую лепестки. Железочка у моей кистивсегда ставится в середину кружочка.

          А теперь все еще раз внимательнопосмотрите на наш натюрморт и приступайте к работе.

 

Во время работы слежу заосанкой детей, за тем как они держат кисть. По мере необходимости помогаюсмешивать цвета. В конце занятия вывешиваю все работы на стенд и вместе сдетьми любуемся полученным результатом. 

Конспект   занятия

по аппликации

в средней   группе 

"Подружки" 

программное содержание. 

Закреплять умение детейвырезать круг из квадрата.

Продолжать учить делить целоена две части, путем складывания и разрезания по линии сгиба.

Учить детей создавать ваппликации несложную композицию. Закреплять умение дополнять несложнуюкомпозицию характерными деталями (водоросли, камушки, воздушные пузырьки).

 

Предварительная работа.

- наблюдение за рыбками ваквариуме.

- чтение рассказа Н.Н. Носова«Карасик».

- рисование рыбки. 

Материалы для занятия.

- цветной картон.

- цветная бумага.

- клей, кисть, тряпочка,клеенка.

- ножницы.

- подставка.

- подносы с готовыми формами.

 

Ход занятия.

 

Собрать детей возле тазика сводой – это озеро.

- Ребята, сегодня к нам вгости кто-то пришел.

Хвостик влево

Хвостик вправо

А плывет все время прямо

Ну и хитра!

- Как вы думаете, кто это?

Ответ детей.

 

- Правильно, это рыбка, но непростая, а игрушечная.

Заводится рыбка и опускаетсяв таз с водой. Дети несколько секунд рассматривают рыбку, затем начинаетсяразговор.

- Как вы думаете, чтопомогает рыбки плавать?

Ответ детей.

 

- Обратите внимание, гдерасположен у рыбки хвостик и плавники.

- А как называется домик длярыбок, чтобы они могли жить у нас в квартире?

Ответы детей.

 

- Вот и сегодня мы с вамибудем вырезать и наклеивать рыбку живущую в аквариуме, а чтобы ей не былоскучно, мы наклеим ее вместе с подружкой – болтушкой. И жить они у нас будут ваквариуме.

 

Психогимнастика.

·      Сделайте мягкиекулачки, которые легко сжимаются и разжимаются. Это у нас будут волны, вкоторых плавают наши рыбки.

·      Показать отдельнотолько один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далеетри, четыре и пять. Это водоросли, растущие в аквариуме.

·      Махать в воздухетолько одними пальцами. Это плывут рыбки.

·      Хлопать в ладошитихо и громко. Это рыбки ударяют по воде хвостом.

Дети садятся за столы

- Перед вами лежат ужевырезанные аквариумы и на подносах очень много деталей. Большой квадрат – этобудет одна рыбка, два прямоугольника – это другая рыбка. Много маленькихквадратов – это будут плавники и хвостики. Уже вырезаны водоросли, камушки ивоздушные пузырьки.

- Начинаем мы с большойрыбки. Кто подскажет мне, как из квадрата можно вырезать круг?

Ответы детей.

- Правильно, надо срезатьуглы, закругляя их. Обратите внимание, я поворачиваю только бумагу, ножницами яне кручу. Вот и готово туловище для первой рыбки. Она будет плавать здесь.

- Затем я хочу вырезать длянее подружку. Из прямоугольников я буду вырезать туловище для второй рыбки. Упрямоугольника есть длинная сторона и короткая. Держа за длинную сторону, ясрезаю углы, закругляя их с другой длинной стороны. У меня получается полукруг.Так же я вырезаю второй полукруг. Наклеиваю, соединив их по прямой линии, иполучаю туловище второй рыбки.

- Теперь мне надо вырезатьхвостик и плавники из оставшихся квадратов.

Далее все свои действияпоясняю словесно.

 

Самостоятельная работа детей.По мере необходимости подхожу и помогаю.

По мере выполнения вывешиваюработы на стенд.

Вместе с детьми любуемсяработами.

Ой, откуда,

Ой, откуда,

Приплыло такое чудо?

Рыбок

          желтых,

                        красных,

                                      синих,

Словно радуга красивых!

Подходи кому не лень

И любуйся целый день.

Стой, смотри и не дыши.

До чего же хороши!

 

Конспект занятия

по рисованию

в подготовительной группе 

"Зимний пейзаж" 

  

Учить детей отражатьвпечатления, полученные при наблюдении зимней природы.

Учить замечать различныеоттенки снега, использовать холодную гамму красок для передачи зимнегоколорита.

Развивать творчество детей.

 

Предварительная работа.

- наблюдение природы зимой.

- чтение стихов и рассказов озиме.

- наблюдение за снегом.

- характеристика окраскиснега в зависимости от погоды, времени

                           суток (голубой,розовый, серый, темный).

- рассматривание репродукцийо зиме.

 

Материалы для занятия.

Мультимедийная установка.

Бумага, кисти, акварель,гуашь, палитра.

 

Ход занятия.

 

Психогимнастика. Игра «Четыре стихии»

        Эта игра на развитие внимания,связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

        Дети стоят по кругу. Если ведущийговорит слово «земля», все должны опустить руки вниз. Если слово «вода» -вытянуть руки вперед. Слово «воздух» - поднять руки вверх.  Слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевыхсуставах.

 

После игры дети проходят насвои места.

 

- Сегодня мы с вамипоговорим, об одном из красивейших времен года, о котором писали стихи, слагалипесни и сказки. О том времени года, на тему которого написано много картин. Мыс вами будем говорить о зиме.

Пришла,рассыпалась клоками

Повислана суках дубов;

Леглаволнистыми коврами

Средиполей, вокруг холмов.

                                       А.С. Пушкин.

Художники на своих полотнахне только изображали то или иное состояние природы, но и передавали своеотношение к увиденному,

свои чувства. Поэтому приизображении одного и того же времени года, каждый художник передает по разномусостояние природы.

 Посмотрите на экран. 

Слайд № 1.

Перед нами картины ИгоряЭммануиловича Грабаря «Зимний пейзаж» и «Февральская лазурь».

     Природа как бы замерла от зимнего холода.Тихо в эту пору в лесу. Изредка доносится до слуха сухой треск ветки.

      Деревья стоят, как бы, хрустальные томороза. Кажется, дотронешься до веточки, и все оживет, зазвенит нежнымперезвоном.

- Скажите, какой деньизображен на этих картинах, пасмурный или солнечный?

- Что нам помогает понять,что день солнечный?

Ответы детей.   (тени на снегу).

- Какого цвета снег?

Ответы детей.   (голубой, под деревьямитемнее).

- Какого цвета тени?

Ветви у берез тонкие,изящные, поэтому снега на них мало, а то, что лежит, кажется нам невесомым ипрозрачным. Чтобы предать легкость снегу, художник изобразил его голубым ирозовым.

 

Слайд № 2.

            А вот другая картина великогорусского художника Константина Федоровича Юона «Зимнее солнце».

Начинается рассвет и лучивосходящего, мало греющего, солнца пробиваются сквозь деревья. И, кажется, чтов каком-то оцепенении медленно поднимается ввысь огромный раскаленный шар. Наснегу заблестели искорки, похожие н игру бриллиантовых огней.

- Обратите внимание, какимцветом художник передает холодный блеск солнца?

- Какого цвета на этойкартине получился снег?

- Какого цвета тени деревьев?

 

Слайд № 3.

       Вот еще одна репродукция картиныКонстантина Федоровича Юона «Русская зима».

Глядя на нее, так и хочетсявспомнить стихи Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, живою,

Чудной жизнью он блестит.

 

- Какими цветами художникнаписал эту картину?

- Что вы чувствуете, глядя наэто произведение?  (лес, как бы спит).

- А теперь подумайте искажите, как называются картины, на которых художник изображает природу?

Ответ детей.   (пейзаж).

Сейчас вы все станетехудожниками пейзажистами, и будете рисовать зимний пейзаж. Но прежде чемприступить к работе давайте подготовим наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

·      «Утюжок»

·       «Волчок»

·       «Вертолет»

·      «Пианино»

- Перед началом работыподумайте, как вы расположите лист, какой фон выберете для своей работы. Будетли это яркий солнечный день, когда небо окрашено в яркие солнечные цвета и снеготражает яркость небо.

Будете ли вы рисовать солнце,и диск его будет изображен либо у линии горизонта, если это восход или закат,либо в центре небосвода, если это день. А может быть кто-то захочет изобразитьпасмурный день или вечер. Каждый думает сам.

 После того, как дети «сделают» фон и положаткисти, вспомним с ними, какого размера бывают предметы, расположенные на заднемплане (маленькие). Чтостановится с предметами, которые находятся рядом с нами (чем ближе предмет, тем он больше).

 

- Какого цвета бывает дальнийлес?

- Как сделать голубой,розовый или серый цвет?

- Какой цвет нам помогаетпонять, что изображен сильный мороз?

- Какого цвета становятсядеревья?

 

Чтобы лучше проникнутьсячувством зимы, лучше почувствовать ее дыхание, мы с вами будем рисовать подмузыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года».

(звучит тихая музыка).

Во время работы детей слежуза тем, как дети держат кисть. Напоминаю, что надо тщательно промывать кисть,не забывать менять воду, если она слишком грязная. Держать кисть, не напрягаяруки. Рисовать по мере необходимости всем ворсом или концом кисти.

По окончанию работы всерисунки расположить на стенде, и поинтересоваться удалось ли передать колоритзимы в ваших рисунках. 

Конспект занятия

по рисованию

в подготовительной  группе

"ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ" 

Программное содержание.

Научить детей рисоватьпингвинов.

Упражнять в закрашиваниипредмета тычком.

Познакомить детей спингвинами и средой их обитания.

Расширять знания об окружающеммире.

Закреплять умениесамостоятельно придумывать сюжет и составлять композицию.

Обращать внимание детей натщательность промывания кисти перед набором краски другого цвета.

Следить за аккуратностьювыполнения работы.

 

Материалы для занятия.

Альбомный лист синего цвета,гуашь, банка с водой, две кисти.

Мультимедийная приставка,экран.

 

Ход занятия.

Воспитатель читаетстихотворение:

Там, где есть снега и льдины,

Весело живут пингвины.

В одеяньях бело-черных,

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это – просто диво.

Их походочку вразвалку

Кто не видел – тех нам жалко.

Развеселая картина –

Наблюдать на льду пингвинов!

 

- Ребята, как вы думаете,пингвины это животные или птицы?

- Почему вы так думаете?

- Кто знает, где живутпингвины?

- Послушайте о них рассказ.

Во время рассказа идет демонстрация слайдов по тексту.

- Пингвины – птицы древние.Живут они в Антарктиде. Это место на нашей планете, где еще холоднее, чем наСевере. Зимой там бывает  

- 80 градусов, кругом снег,большие льдины и сильные ветра. Постоянно люди та… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz