Консультация

для     родителей

 

«Влияние    художественно-творческой  деятельности  на

психоэмоциональноесостояние детей»

Воспитатель

Сенина Елена Владимировна 

 

   «То, что  является творческим, зачастую терапевтично, 

          то,   что терапевтично, часто представляет творческий

         процесс».

КарлРоджерс

 

   В условиях современной жизнидети часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми ираздраженными. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение.Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.

    Об исцеляющих возможностяхискусства известно с древнейших времен.  

   Арт-терапия – наиболеедревняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многиелюди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение,успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточновзять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге.Арт-терапия, методы и приемы, которой  развивают и усиливают внимание кчувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания, помогаютприобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом  для решения задачисамопомощи, в нормализации своего состояния. Это очень важно. Ведь каждому  нужен успех! Степень успешности вомногом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

 

Если дети будут иметь возможность расслабиться - это принесет пользувсем.

Скажите, пожалуйста, кто из вас не желает видетьсвоего ребёнка способным, внимательным, сообразительным? Кому не хочетсявидеть своего малыша в будущем успешным человеком, асом в профессиональнойсфере?

 

 Я думаю, чтосреди вас не найдётся таких. Откуда берутся талантливые и бездарные? Для многихэти вопросы не выходят за рамки любознательности.

 

   Все дело в том, что будущее маленькогочеловека закладывается в дошкольном возрасте, в детском саду. Как вы думаете,зачем нужны занятия по изобразительной деятельности ребенку? Ведь, какизвестно, не каждый в будущем становится художником или дизайнером.

    Изобразительнаядеятельность – любимое детское занятие. Процесс создания рисунка, коллажа,поделки приближается у малышей к игре – вначале они просто получаютудовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенноребенок начинает вкладывать в работу конкретное содержание; малыш начинаетсоздавать образы, отражающие его отношение к действительности. След на бумагеприобретает для него зрительное значение, а это положительно влияет надальнейшее развитие в ИЗО деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисункесоздавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности.Ребенок 4 лет еще не может передать в рисунке свой замысел. Часто его работыполучаются размазанными, тусклыми или грязными, иногда вообще сложнодогадаться, что именно рисовал малыш. Совсем по-другому дело обстоит вхудожественно-практической деятельности. Работы получаются более схематичными,но яркими и красивыми, причем ребенок быстро достигает нужного результата.

 

Впроцесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:

·       общение (развитие речи, умение налаживать контакт совзрослым и со сверстником);

·       воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умениепонять и оценить работу другого ребенка);

·       ознакомление с окружающим (строение предметов иобъектов, выделение    существенныхсвойств);

·       фэмп (цвет, форма, размер, пространственноерасположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равныечасти);

·       трудовое воспитание (работы детей часто используются в играх детей, для украшения интерьера кабинета).

Занятия проходят в стиле арт-терапии (лечениеискусством).

    Мыиспользуем основную ее функцию – психопрофилактическую – (снятиепсихоэмоционального напряжения). Музыку дети занимаются любимым занятием.

 

Занятия имеют терапевтический эффект:

·       успокаивают ребенка;

·       раскрывают его внутреннего мира;

·       развивают мелкую моторику;

·       координируют межполушарные взаимодействия, т.е. правойи левой руки. Правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое.

·       координирует руки и глаза;

·       подготавливает  руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:

  • развиваются волевые качества: усидчивость, терпение, настойчивость.
  • восприятие (сенсорные эталоны);
  • память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
  • мышление
  • речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков). Заменяют пальчиковые игры. Доказано, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга, которые тесно взаимосвязаны с речевыми зонами, поэтому есть все основания считать кисть руки – как орган речи).
  • внимание;
  • воображение.

Думаю,достаточно аргументов, для того, чтобы дети занимались изобразительнойдеятельностью.

Занятияпредусматривают работу с ножницами (разрезание по прямой, косые срезы, подиагонали, по сгибу и на глаз, закругление углов). Встречаясь с детьми 1 раза внеделю, очень долго и сложно осваивается навык овладения ножницами. Без вашейпомощи ребенку будет тяжело. Чем больше материалов  для занятия ИЗО деятельностью у вашего ребенкабудет в наличии, тем легче ему будет проявить себя, свое мироощущение.

    Можно говорить о том, что занятияизобразительной деятельностью - это особая ситуация, которая стимулируетразвитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного ипассивного словаря детей, развивает из мелкую моторику, познавательныепсихические процессы.    

Процесс художественного самовыражения напрямую связанс укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться какзначительный психопрофилактический фактор. Помогите вашему ребенку в этом. 

 

             ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ                                                    ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность апанировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков.

Добиться у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.

Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей:

o Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение)

o Тренировка психомоторных функций

o Снижение эмоционального напряжения

o Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам

o Обучение детей выразительным движениям

o Формирование у детей моральных представлений

o Коррекция поведения с помощью ролевых игр



Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности детей:

o дефицит внимания,

o импульсивность,

o очень высокую активность,

o неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),

o быструю утомляемость.

  o в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.

1 ЭТАП - Начинать с индивидуальной работы,

2 ЭТАП - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах

3 ЭТАП - Переходить к коллективным играм.

Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
 Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно.

1 ЭТАП - Надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

2 ЭТАП - Использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.

3 ЭТАП - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций.

4 ЭТАП - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.

Коррекционная работа при СДВГ

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.

Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.
Компьютерные игры

Компьютерные игры чрезвычайно привлекательны для ребёнка. Если соблюдать элементарную гигиену здоровья и позволять ребёнку играть не более 1 часа в день, то вполне можно использовать компьютерные игры для развития различных свойств внимания.

  В каждой игре тренируется только одна отдельно взятая функция - это золотое правило, которое необходимо соблюдать и в компьютерных играх и в обычных подвижных играх для детей СДВГ. Взрослому человеку также трудно бывает одновременно тренировать и следить, например, за 3 функциями: сдержанностью, концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому тренируется одновременно только одна функциональная особенность.

Необходимость тренировок

  Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и компьютерные развивающие игры.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ     КОРРЕКЦИЯ    ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ


Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:

растяжки, дыхательные упражнения,  глазодвигательные упражнения, 
упражнения для языка и мышц челюсти,  перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,  упражнения для развития мелкой моторики рук,

упражнения для релаксации и визуализации,

функциональные упражнения,

упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,

упражнения с правилами.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
  Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

  Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

  Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефалокаудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

  Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.
  На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

  Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы ("надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д.), что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.

  Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие "чувствования" своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

  В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития - ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.
  При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. У музыкантов, особенно у виолончелистов и пианистов, благодаря большой подвижности их пальцев развиваются тонкая двигательная координация и, следовательно, мозолистое тело. Известно, что занятия музыкой стимулируют развитие математических способностей.
  Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Создать бесплатный сайт с uCoz